Вступление:

Этот текст задумывался с целью кратко познакомить потенциальных участников проекта «СамараNEXT» и  поделиться личными впечатлениями об этом увлекательном городе Самара, расположенном на левом берегу реки Волги в излучине Самарской Луки и отмечающий в этом году свое 425-летие (наверное, именно это помешало включить его в список исторических городов России).

Но как это ни странно, задуманный нами проект, тесно пересекается с существующими проблемами  - как общественными, так и градостроительными, причем на уровне всей страны. В итоге получился следующий текст:

Отметим:

За последние 5 лет прошла волна проведения молодежных архитектурных фестивалей разного формата и качества. Участниками таких мероприятий была аудитория студентов, в основном архитектурных вузов, и молодые архитекторы. Зачастую, цели таких фестивалей были чисто эгоистическими: приехал – наваял — отдохнул — уехал. Стоит отметить, что чем крупнее было мероприятие, тем все дальше молодой архитекторы уходил от народа, избегая крупных городов и поселений. Чем-то этот подход оправдан и гарантирует мирное проведение фестиваля, но по сути  - это похоже на бегство, правда достаточно увлекательное.

Но что произошло за эти годы в профессиональной среде? Архитекторы в погоне за длинным рублем, за стремлением реализовать свои творческие амбиции, потенциал, кстати, был и остался огромным, ушли в тень от принятия новых законов, норм и правил и стали на данный момент практически бесправными участниками российского рынка, который в свою очередь фактически выкинул отечественного архитектора за борт.

Эти факты могут показаться несведущему человеку никак не связанными между собой, но стоит оглянуться и осмотреться, и мы увидим, что в современной России архитектор потерял свои ведущие позиции в общественной жизни, фактически перейдя к кухонному проектированию. А что в таком случае может ожидать нынешних студентов архитектурных ВУЗов? В лучшем случае, скатятся до проектирования мелких коттеджей и интерьеров, да и то не все, учитывая возросшую конкуренцию.

Написав все это, я не сделал никаких открытий, я только хочу обратить внимание молодежи на существующие положение вещей.

Все нормальные люди согласятся, что надо профессионально выполнять свою работу, что и будет являться гарантией успеха, но проблема как раз в том, что скоро просто не будет возможности показать свои способности.

Вывод напрашивается сам собой — пора консолидироваться на всех уровнях и выходить из подвалов.

Необходимо завоевывать уважение к профессии, которую мы с вами представляем, сложившееся положение вещей заставит нас, так или иначе, включиться в этот процесс.

На фоне такой нелицеприятной картины, наблюдается большая активность молодежи, не имеющей возможности реализовать свои творческие способности в реальном проектировании, за исключением редких случаев, и стремящейся найти выход своим способностям, участвуя в различных фестивалях и проектах разного масштаба. Именно такие мероприятия должны стать одним из направлений  нашей деятельности, ориентированной на достижения наших общих целей.

Надеюсь, наш проект «СамараNEXT», проводимый в рамках молодежных  всероссийских, открытых конкурсов в тесном взаимодействии и при финансовой поддержке городской администрации, направленный на благоустройство города, сможет стать одним из таких положительных примеров.

Пора начинать формировать положительное мнение о профессии Архитектор на всех социальных уровнях общественной жизни  - от скамеек в публичных местах в публичных местах (см. пилотный проект «СамараNEXT/место встречи»),

до разработки градостроительных концепций, как повода для диалога с государством и обществом.

Реновация типового квартала исторического города: Самара. Проект Бюро «Остоженка». Авторы: А. Скокан, М. Скороход, В. Стадников, А. Гнездилов

Будем реалистами, мало того что мы сидим в тени, так никто нас слушать даже не хочет, но надо же с чего-то начинать. Первый ход за нами.

Именно такие творческие проекты могут способствовать приданию гласности острым проблемам «современных» российских городов, открытому диалогу с администрацией, а не только к обсуждениям и пустой болтовне.

И все же, коротко о Самаре:

Достаточно подробно о положении вещей в нынешней Самаре написано в книге «Самара: Наследие под угрозой», изданной в 2009 году.

К сожалению, общий смысл издания сводится к неутешительной констатации факта  разрушения исторического центра Самары в период 1990 — 2000-х.

Процесс —  когда одни не понимают, а другие не могут — на данный момент приостановлен кризисом, однако не остановлен окончательно. Остается надеяться, что приход новой администрации изменит существующие положение вещей.

В общем, типичная ситуация, которую можно наблюдать повсеместно на просторах нашей необъятной Родины, от крана, до скважины.

Отдельно хочется выделить размышления о дворовых пространствах в главе «Самарский двор — средовой и социокультурный феномен», написанной Сергеем Малаховым, которые смело можно отнести не только  к Самаре, но и ко всем дореволюционным городам России.

Особенно интересно было найти в тексте определения послевоенного дворового пространства как «острова свободы», что дополнительно, лично для меня, подчеркнуло правильность выбранного названия второго проекта: «СамараNEXT/ остров свободы» (С.О.С.)

Также хочется отметить тот факт, что в период ВОВ Самара (Куйбышев — название города в Советский период) фактически являлась столицей нашего государства, т.к. сюда было эвакуировано Правительство, и ряд важнейших стратегических производств. Такая вот эволюция от провинциального города в начале 18 в., богатого купеческого в 19 в., к стратегическому центру в середине 20 в.. Каким город станет в 21 веке? — этот вопрос пока открыт.

Именно расцвет купеческого города оставил после себе наибольшее количество подлинных памятников, не все из которых дошли до настоящего времени, а многие как было отмечено ранее, разрушены в 2000-ые, но даже то, что осталось, завораживает и притягивает к себе своей искренностью, архаичностью, простотой и в большинстве своем, руинированностью.

Надо отдать должное жителям города, пытающимся поддерживать свои деревянные дома, отчего порой получаются радующие глаз и дающие безграничное вдохновение картины.

Гарантирую, бродя по городу с фотоаппаратом, вы получите огромное удовольствие от представшей перед вами возможности глубокой, вдумчивой фотосъемки.

Конечно, у города, вытянувшегося вдоль левого берега Волги практически на 14 километров, с населением более одного миллиона, есть своя центральная часть , промышленные и спальные районы, которые также отличаются друг от друга, как например центр Питера от его окраин. Лично мне удалось побывать не везде, но есть места, которые увидеть вживую просто необходимо, такие как Мукомольный завод, Пивзавод — кафе бар «На Дне», музей Космонавтики и т.д.

Несмотря на то, что Самара – крупный приволжский город, можно обратить внимания на то, что через реку Волгу нет ни одного моста. Переправа осуществляется посредством парома, а также на катерах на воздушной подушке. Достаточно увлекательное путешествие, учитывая тот факт, что переправа расположена рядом с Пивзаводом.

По имеющейся информации планируют построить канатную дорогу, которая свяжет Самару и село Рождествено, расположенное на правом берегу р. Волги.

Интересен факт постройки магазина «IKEA» более 3 -х лет назад, который до сих пор не открыт, благодаря ряду «административных» требований прежнего руководства города. И дороги остались одной из неразрешимых проблем…

Как правильно закончить текст)

Все выше сказанное подтверждает то, что Самара подлинно российский город, и как любой российский город противоречив и многогранен. Будущее его туманно и весьма неоднозначными кажутся слова спетые Яном Гилланом («Deep Purple») в искреннем порыве завладеть публикой, в том году на фестивале «Рок над Волгой», на который мы специально приехали из Ульяновска, где вели подготовку нашего фестиваля «АрхКузница» и не могли пропустить столь исторического события – «Smoke on the Volga»

Возможно в наших силах, начав с малого, попытаться развеять этот Smoke).

текст: Петра Виноградова (+ легкая редакция Самарских друзей), фотографии: мои же, кроме «Мукомольного завода» и разворота книги «Самара: Наследие под угрозой» (найдено в интернете)

Интересные статьи:

Самара: исчезающий деревянный город на Волге

В год 425-летия Самара стала не историческим городом

Комментарии запрещены.